Централизованная библиотечная система города Кирово-Чепецка

Имена и премии литературной Вятки

  • Имена и премии литературной Вятки

Календарь знаменательных и юбилейных дат

  • Календарь знаменательных и юбилейных дат

Заповедная карта Кирово-Чепецкого района

  • Заповедная карта Кирово-Чепецкого района

2017 - Год экологии в России

  • Год экологии

Изумрудная сеть Кировской области

  • Изумрудная сеть Кировской области

Яндекс.Метрика

Chtetskyi klub

Как всё получилось

Это мы

Творческая биография

YouTube

Поздравляем!

Что почитать... и посмотреть

Сегодня в работе

 

 

КОРОТКО, НО СИЛЬНО

 

 

 

 

Высказывания и суждения Сергея Аверинцева,

записанные академиком Михаилом Гаспаровым.

 

Михаил Гаспаров о Сергее Аверинцеве: «Разговоры эти начались сорок с лишним лет назад. Я учился на последнем курсе классического отделения, а он на первом. Ко мне подошел высокий застенчивый молодой человек и спросил моего мнения, почему имя такого-то пифагорейца отсутствует в списке Ямвлиха. Я честно сказал, что никакого мнения на этот счет не имею. Знакомство состоялось, рекомендации были предъявлены самые авторитетные — от Пифагора. Как этот первый разговор продолжался дальше, я не помню. Второй разговор, через несколько дней, был проще: собеседник попросил помочь перевести ему фразу с первой страницы латинского учебника. Это была строчка из „Энеиды“: „Non ignara mali, miseris succurrere disco“ (Кто в нужде (обиде) не бывал, тот ее и не знавал). Я ее очень люблю, он оказался тоже к ней неравнодушен. Думаю, что это единственный раз я в чем-то помог Аверинцеву: потом уже помощь была только от него мне».

1. Новаторство — это традиция ломать традиции.

2. Как писать? Мысль не притворяется движущейся, она дает не указание пути, а образец поступи. Хорошо, когда читатель дочитывает книгу с безошибочным ощущением, что теперь он не знает больше, чем он не знал раньше.

3.Не нужно думать, что за пределами отечества ты автоматически становишься пророком.

4.На своих предшественников я смотрю снизу вверх и поэтому вынужден быть резким, так как не могу быть снисходительным.

5. Нынешние религиозные неофиты — самые зрелые плоды сталинизма. Остерегайтесь насаждать религию силой: нигилисты вырастали из поповичей.

6. Становление и конец тоталитаризма одинаково бьют по профессионализму и поощряют дилетантизм: всем приходится делать то, чему не учились.

7. Современной контркультуре кажется, что 60-е годы были временем молодых, а нам, современникам, казалось, что это было время оттаявших пятидесятилетних.

8. Гарантировать можно разве только честь и достоинство, да и то бывает очень трудно: например, александрийские евреи очень боролись за то, чтобы их секли так-то и так-то, — не оттого, что менее болезненно, а оттого, что менее унизительно.

9. Пушкин был слишком эгоцентрист, когда написал Чаадаеву, что не хотел бы себе отечества с иной судьбой. Себе — может быть, а отечеству он мог бы пожелать судьбу и получше.

10. Лесков говорил, что в России легче найти святого, чем честного человека, — так же можно сказать, что легче найти гения, чем человека со здравым смыслом и твердым вкусом.

11. Когда я кончаю лекцию или статью, мне всегда хочется сказать: «А может быть, все было как раз наоборот». 

Источники

Гаспаров М. Л. Записи и выписки.

М., 2012.

 

 

24 февраля 1955 г. родился Стивен Пол Джобс. Его родителями были незарегистрированные в браке студенты: уроженец Сирии Абдулфатта (Джон) Джандали и Джоан Шибле из католической семьи немецких эмигрантов. Родственники Джоан возражали против их отношений, а находившейся при смерти отец вовсе пригрозил лишить её наследства, ей пришлось уехать рожать к частному врачу в Сан-Франциско и затем отдать ребёнка на усыновление. Мальчик был усыновлён Полом Джобсом и американкой армянского происхождения Кларой Джобс, урождённой Агопян.

Джобс создал самую дорогую компанию планеты - её капитализация (порядка 720 миллиардов долларов США) значительно превышает капитализацию всех компаний России.

"В школе я столкнулся с тем, чего раньше никогда не встречал — с необходимостью подчиняться, и мне это не понравилось. На меня давили авторитетом и едва не выбили из меня всю мою любознательность".

"Одну из главных святых в своей жизни я встретил в 4-м классе. Миссис Хилл протянула мне сборник задач по математике и велела решить их дома. Взамен она обещала мне пять долларов и огромный леденец. Никто раньше этого не делал, и, конечно, я выполнил задания. Миссис Хилл фактически купила сладостями и деньгами мое желание учиться. Я убежден на сто %, что если бы не миссис Хилл и еще несколько человек, я бы оказался за решёткой".

"Когда мне было 12, я позвонил Биллу Хьюлетту (основатель "Hew­lett-Pack­ard"), который в то время жил в Пало-Альто. Я просто нашёл его номер в телефонной книге. Он взял трубку, я сказал: «Здравствуйте! Я Стив Джобс. Мне 12 лет, и я тут собираю частотомер. Мне нужны детали». Он проговорил со мной около 20 минут, потом дал мне детали и работу в "Hew­lett-Pack­ard" на лето. Я должен был стоять у конвейера и собирать частотомеры. Я чувствовал себя в раю".

"Я помню мой самый первый рабочий день — я был полон энтузиазма; мне назначили супервайзера по имени Крис. Я сказал ему, что больше всего мне нравится заниматься электроникой. А он сказал, что ему больше всего нравится траx@@ся. Да, в то лето я узнал много нового".

"Самое главное в образовании — это человек. Человек, который разжигает в вас любопытство, который кормит ваше любопытство; компьютеры не могут дать вам этого".

"Я захотел встретиться со своей биологической матерью, чтобы удостовериться, что у неё все хорошо, и поблагодарить за то, что она не сделала аборт".

"У биологических родителей было одно условие: приёмные родители должны были дать мне образование несмотря ни на что. Мои родители из рабочего класса; они не знали, как будут оплачивать мою учебу, но они пообещали. Им было трудно, но они это сделали. Из университета я вылетел через год".

"Вы хотите провести остаток жизни, продавая газировку, или вы хотите получить шанс изменить мир?"

"Я счастливчик — я рано в жизни нашёл то, что люблю делать. Воз (Стив Возняк) и я придумали Apple в гараже моиx родителей, когда мне было 20 лет. Через десять лет из компании с офисом в гараже Apple превратилась в компанию стоимостью два миллиарда долларов и штатом в 4000 человек вместо двуx".

"Мы с ним разыграли кучу людей. Однажды Воз позвонил в Ватикан и представился Г.Киссинджером. Они уже собирались будить папу посреди ночи".

"Я бы обменял все свои технологии на один вечер в компании Сократа".

"Я всегда считал частью своей работы добиваться того, чтобы в моей компании работали только лучшие люди..."

"У Билла (основатель Mi­crosoft Б.Гейтс) плохо с воображением — он никогда ничего не изобретал, просто бесстыже воровал чужие идеи. Его кругозор был бы пошире, если бы он в молодости попробовал разок кислоту или побывал в ашраме".

"Суперменов не бывает. Всё значимое и судьбоносное создается в команде".

"Что касается веры в Бога, то я где-то на 50 % в него верю, а на 50 не верю".

"Для меня не важно быть самым богатым человеком на кладбище. Ложиться спать и думать, что сегодня ты совершил что-то чудесное, — вот что имеет значение".

"Мы здесь для того, чтобы оставить след во Вселенной. Иначе зачем мы все здесь?"

"Безумцы, которые считают, что они способны изменить мир, в конечном счете его меняют".

 

 

Джек Керуак — культовый американский писатель, который возвел слово «beat» из уличного жаргона на уровень религии. Его роман «На дороге» называют евангелием поколения. Несколько цитат из этого и других произведений писателя — в нашей небольшой подборке.

KeruakДжек Керуак в военном комиссариате, 1943 год

 

«Жизнь есть жизнь, и в ней всему есть место»

«Некоторые — подонки, некоторые — нет, вот и весь расклад»

«Лучше спать на неудобной постели свободным, чем на удобной — несвободным»

«Практикуйте доброту весь день ко всем окружающим вас людям, и вы поймете, вы уже сейчас на небесах».

«Дорога — это то, что доктор прописал»

«Все на свете взаимосвязано, вот так и дождь связывает друг с другом всех на всей земле, по очереди касаясь каждого…»

«О Господи, общительность — всего лишь широкая улыбка, а широкая улыбка — всего лишь зубы»

«Ничего нельзя понять раз и навсегда… Это никому не дано»

«Человек должен хоть раз в жизни оказаться в кромешной глуши, чтобы физически испытать одиночество, пусть даже задыхаясь при этом от скуки. Почувствовать, как это — зависеть исключительно от себя самого, и в конце концов познать свою суть и обрести силу, ранее неведомую»

«Когда дойдешь до вершины, продолжай восхождение»

«Наши чемоданы выдержали и разошлись по швам прямо посередине дороги. А мы даже не прошли и половины от этого трудного пути. А впереди еще вся жизнь»

«Я люблю сумасшедших, таких, которые бешено хотят жить, бешено хотят говорить, бешено хотят спастись, которые хотят иметь все сразу, которые никогда не зевают и никогда не говорят банальностей, а всегда горят, горят, горят!»

 

 

 

1. Хотеть жить — это хотеть занимать еще точки пространства и времени, то есть восполнять или дополнять себя тем, чем мы сами не обладаем.

 

2. Одним из моих переживаний (из-за которых я, может быть, и стал заниматься философией) было… переживание совершенно непонятной, приводящей меня в растерянность слепоты людей перед тем, что есть.

 

3. Достаточно присмотреться к некоторым эпизодам российской истории, чтобы увидеть, что это ситуация, когда мы не извлекаем опыта. Когда с нами что-то происходит, а опыта мы не извлекаем, и это повторяется бесконечно. <…> Мы употребляем слово «ад» как обыденное или из религии заимствованное слово, но забываем его первоначальный символизм. Ад - это слово, которое символизирует нечто, что мы в жизни знаем и что является самым страшным, — вечную смерть. Смерть, которая все время происходит. Представьте себе, что мы бесконечно прожевываем кусок и прожёвывание его не кончается. А это — не имеющая конца смерть.

 

4. Cочиняется какая-нибудь теория, перестраивается жизнь людей, а потом там обнаруживается зияющий концентрационный лагерь, и человек говорит: «Но я этого не хотел». Простите, этого не бывает. Это не принимается героическим сознанием. Даже в качестве извинения не принимается. Героическое сознание знает, что дьявол играет нами, когда мы не мыслим точно. Изволь мыслить точно. Значит, ты просто не мыслил.

 

5. Многие люди готовы вечно страдать (как «несчастный»), чтобы не страдать один раз (как «мужественный», т.е. «решительный»).

 

6. Один из законов русской жизни — это вздыхание или поползновение добра, но — завтра. И всем скопом, вместе. Сегодня — какой смысл мне одному быть добрым, когда кругом все злые?

 

7. То, что произошло в 1921 году, произошло по уровню наших душ. Независимо от больших катастроф . Как выросли, так и получилось. Большие катастрофы не сделали нас большими.

 

8. Не так страшно, когда мысли без ответа крутятся в голове. Ничего страшного. Пускай покрутятся. И кстати, это кручение мыслей и есть круг жизни.

 

9. Истина обладает таким качеством или таким законом своего появления, что она появляется только в виде молнии (появление истины — как если бы истина светила бы в течение целого дня, как солнце, такого не бывает). Так вот, пока она есть — ходите, сказано в Евангелии. Я бы перевел: шевелитесь, или пошевеливайтесь, пока мелькнул свет.

 

10. Мысль есть нечто, во что мы заново, снова и снова должны впадать, «как в ересь», как впадают в любовь.

http://arzamas.academy/materials/228

 

 

22 Янв 2017

1. Информация перешла в другое поле, все переходит на электронные носители. Но дело не в носителе — это принципиально не так уж важно. Какая разница: читать обычную книгу или электронную? Важно, что мы стали использовать другой способ чтения. Это нелинейное чтение, это гипертексты, которые отсылают к другим текстам. Конечно, гипертексты появились до изобретения компьютера и интернета. Но электронная организация этой среды — она сама является гипертекстовой по сути. 

2. Я консерватор. Кроме того, я сноб. Я люблю читать книги в старом варианте, чтобы они пахли, чтобы листы можно было переворачивать. У меня есть электронная книга. Я согласна с тем, что это удобно. Не буду же я, отправляясь в отпуск, брать с собой чемодан книг? А читаю я быстро и много! Но удовольствия от использования электронной книги я не получаю. Если мы вернемся к тому, влияет ли этот гаджет на процессы, происходящие в мозге – да, определенно. Это совсем другие процессы, это цивилизационный слом. Особенно в ситуации гипертекстовой: невозможно прочесть весь текст целиком, вы что-то щелкаете, пролистываете. Вы не читаете, а просматриваете. 

3. Мы все более полагаемся на внешние носители информации. То есть мне незачем помнить ту или иную информацию, проще залезть в карман и посмотреть в интернете. Все это связано с тем, что сейчас называется распределенным сознанием — сознание и все ментальные процедуры распределены между мной как человеком и разными устройствами, которым я передаю часть своих когнитивных функций. Тут возникает интересный вопрос: где, собственно, я как личность заканчиваюсь? Ведь получается, что в моих ментальных процессах задействовано очень много участников. 

4. Мы ищем информацию не внутри себя, а вовне. Вместо того чтобы порыться у себя в мозгу и попытаться вспомнить саму информацию, я пытаюсь вспомнить адрес, где она находится. А если, например, рядом нет компьютера, мы пытаемся виртуально вспоминать этот компьютер, где она находится в компьютере, в какой папке она лежит. То есть это принципиально другая вещь. 

5. Не буду врать, поисковые системы меня не восхищают, но для быстрого получения не столь ценной информации – это колоссальная вещь. А серьезная информация всегда дорого стоит. Говоря о цене, я имею в виду и временные, и интеллектуальные затраты. Поэтому никто в здравом уме, особенно из тех, кто занимается наукой, не будет пользоваться информацией, взятой из того же гугла. 

6. Человек должен решить для себя, он жизнь прожигает для того, чтобы жить от дискотеки до дискотеки, или, еще лучше «залить глаза», чтобы вообще не знать, что время прошло. Это одна картина мира. Если ты хочешь познавать, то это другое поведение. Тогда не доверяй примитивным поисковикам, задай вопрос миру. 

7. В современном, электронном мире размывается понятие авторства. Мы все время купаемся в информации разного рода, и она так легко вырезается, склеивается, компануется, что непонятно, кто является автором текстов, которые мы читаем в интернете. 

8. Читатель ведь не просто читатель, он еще и соавтор — об этом еще Цветаева писала. И глубина его интерпретации зависит от того, что он читает, что он читал до этого, как он настроен и так далее. То есть текст — это не застывшее каменное образование. Текст всегда живой, он наращивает информацию, о чем говорил еще Лотман и многие другие. И текст меняется в зависимости от того, кто его читает. И тот, кто пишет книги, должен учитывать то, что в англоязычной литературе называется theory of mind. Речь идет о картине мира другого человека, потенциального читателя. То есть следует ответить на вопрос: для кого предназначается эта книга? 

9. Мы столкнулись с ситуацией, когда нужно быстро, без остановки, перерабатывать большие блоки информации. Для этого просто необходимо поверхностное чтение — сканирование по ключевым словам, умение читать по диагонали, определять, надо ли мне это вообще читать. Это такая система фильтров, без которой теперь не обойдешься. Другое дело, когда ты сидишь в имении и долго, медленно читаешь сонеты Шекспира — совершенно другая работа, для которой действительно нужно время, нужно медленное, многослойное чтение. Это разные процессы. Вспомним Умберто Эко, предлагавшего в романе «Имя розы» пускать в Библиотеку только тех, кто умеет, кто готов воспринимать сложные знания. 

10. Будут книги, написанные для узкого круга людей, которые просто не будут восприниматься остальными. И будет литературный хлам, который будет все менее литературным. Так что элитарная литература (и образование) будет становиться все более элитарной и закрытой. То есть она будет открытой в плане доступа, но ее просто никто не сможет читать. 

11. Человек потеряет интерес к чтению. Гораздо проще посмотреть смешные картинки. Тут опять происходит то самое расслоение. Почему некоторым интересно нагружать свой мозг сложными задачами, почему некоторым людям интересно эстетствовать? Смотреть, например, сложное кино не для всех и, может быть, даже не понять это кино, но потом искать комментарии, рецензии и интерпретации, чтобы разобраться. 

12. Молодежь должна сама для себя решить – они кто? Если они себя моделируют как интеллектуальную элиту, им должно быть отвратительно от того, что они пользуются только поверхностной информацией. Они понижают свой ранг. Поэтому если речь идет о том, что они себя высоко ставят в мире, они должны соответствующим образом себя вести. В том числе и интеллектуально. Все зависит от того, насколько сильно они этого хотят.

http://lit-ra.info/articles/12-razoblachayushchikh-tsitat-neyrolingvista-tatyany-chernigovskoy-o-knigakh-chtenii-i-intellekte/

 

 

GasparovM

Известность к Михаилу Леонтьевичу Гаспарову пришла в последние десять лет жизни. Талантливый филолог, переводчик, теоретик литературы, эссеист занимался исследованиями в условиях, когда наука была политизированной, когда очень немногие сумели написать по-настоящему стоящие работы. Но он сумел. 

Знаменитая и многажды переизданная «Занимательная Греция», труды по творчеству Осипа Мандельштама, исследования по стиховедению и многое другое сейчас входит в курс для подготовки молодых филологов. В память о Михаиле Леонтьевиче Институт высших гуманитарных исследований РГГУ ежегодно проводит Гаспаровские чтения.

Гаспаров занимался исследованиями культуры, размышлял о роли воспитания и образе интеллигенции, значении прошлого для будущего, о политике и религии. Статьи, заметки и фрагменты интервью на эти темы составили книгу «Филология как нравственность». Из нее и некоторых других изданий Михаила Леонтьевича эта подборка цитат.

Цель всякой морали в том,

чтобы каждый человек выжил как существо

и все человечество выжило как вид

«Филология как нравственность»

 

Родители учат детей ценностям своей жизни,

как военные готовят войска к вчерашним войнам

«Филология как нравственность»

 

… Такой, как ты есть, ты никому не нужен,

поэтому не навязывайся, прячься,

а в разговорах будь улыбающимся, понимающим и ободряющим –

пока хватит сил; и помни,

что всем другим так же плохо  и оттого же самого

«Ваш М.Г. Из писем М.Л.Гаспарова»

 

«Читай книги», - говорил Птолемею старый Деметрий Фалерский,

Ученик Аристотеля, - они скажут тебе то, чего не посмеют друзья»,

и Птолемей собрал великую Александрийскую библиотеку.

«Занимательная Греция»

 

Горький писал сыну: «Нет злых людей, есть только обозлённые».

За эту фразу можно многое ему простить.

«Филология как нравственность»

 

Что такое совесть и что такое честь?

И то и другое определяет выбор поступка, но честь –

с мыслью «что подумали бы обо мне отцы»,

совесть – с мыслью, «что подумали бы обо мне дети».

«Филология как нравственность»

 

Культивировать совесть, нравственность, не опирающуюся на разум,

А движущую человеком произвольно – опасное стремление.

Что такое нравственность?

Умение различать что такое хорошо и что такое плохо.

Но для кого хорошо и для кого плохо?

Здесь моральному инстинкту легко ошибиться.

«Филология как нравственность»

 

Если перечитывать биографии великих писателей и художников,

то обычно чувствуешь, что при всём поклонении перед таким человеком

ты всё-таки не хотел бы быть соседом с ним в коммунальной квартире.

Ничего не поделаешь, такова экология культуры:

если мы пользуемся продукцией завода, то должны терпеть,

что он дымит и лязгает.

«Филология как нравственность»

 

Массовая культура – это всё-таки лучше, чем массовое бескультурье.

«Филология как нравственность»

Knigi Gasparova